В суровую, в жестокую школу попал человек.
И все-таки это была школа.
Римские законы охраняли только римских граждан. Они предоставляли все права рабовладельцам, а рабам оставляли только обязанности.
Но по форме эти законы были составлены с таким искусством, что их и сейчас изучают юристы.
Римские инженеры далеко опередили мастеров Греции.
В римских рудниках уже есть водоподъемные и водоотливные механизмы, которые не дают подземным водам заливать галереи и шахты.
Когда в Риме строят высокое здание, грузы поднимают не на спине, а подъемным краном.
Внутри огромного колеса устроены ступеньки. Ступая на эти ступеньки, рабы заставляют колесо вращаться. Колесо наматывает на ворот канат, а канат перекинут через блок на стреле крана. Люди поднимают груз не руками, а ногами.
В римских мастерских немало таких хитрых механизмов, о которых прежде и не слыхали.
Кузнец раздувает огонь в горне новым кузнечным мехом, сделанным в виде гармоники. Ювелир шлифует камень на ножном шлифовальном станке. В большой пекарне тесто месят не человеческими руками, а лошадиными ногами: в кадке вращается мешалка, а мешалку приводят в движение, гоняя по кругу припряженную к водилу лошадь.
Риму надо много хлеба. Оттого-то и приходится строить такие машины.
А сколько Рим выпивает воды! Чтобы его напоить, римские инженеры сооружают длинные водопроводы — акведуки.
Через много лет с удивлением будут смотреть люди на гигантские арки акведуков. Три высоких каменных моста поставлены один на другой. Одним концом этот тройной мост упирается в отдаленные туманные холмы, другим — уходит за линию горизонта. Далеко видна равнина сквозь широкие проемы арок. Наверху по желобу бежит холодная горная вода.
Пройдут века. Дети городских предместий будут играть на каменных уступах, заросших травой. Дети будут прыгать с уступа на уступ, как по ступеням громадной лестницы. Взрослые скажут им: здесь когда-то был римский амфитеатр; эти уступы — скамьи, на них сидели тысячи зрителей.
И детям будет трудно поверить, что у римлян бывали такие большие театры, которые вмещали население целого города — десятки и даже сотни тысяч человек.
На уроке истории дети с удивлением узнают, что римлянам удавалось совершать работы неслыханной трудности. Однажды римляне задумали спустить в море огромное озеро. Это озеро находилось посреди Италии. Вокруг него далеко простирались болота. Земля не давала здесь людям ничего, кроме злых лихорадок. И вот люди провели канал — через горы, через скалы. Тридцать тысяч человек строили его целых одиннадцать лет. Озеро спустили в Тибр, а завоеванную землю превратили в луга и нивы.
Слушая учителя истории, дети вряд ли увидят перед собой желтые лица рабов, измученных лихорадкой, их впалые щеки, их ребра, обтянутые кожей. Дети не увидят мрачную, смрадную равнину, где тысячи людей нашли свою могилу в той самой трясине, которую они осушали.
Дети, вероятно, представят себе другое: яркое небо Италии, большое озеро и человека-великана, который, словно играя, направляет воды озера в реку, а из реки в море.
Что же правда?
Какой приговор вынесет Риму суд потомков?