Мы привыкли измерять время годами, веками, тысячелетиями. Но тем, кто изучает жизнь древнего человека, приходится пользоваться другим календарем, другой мерой времени. Вместо того чтобы сказать: «столько-то тысяч лет тому назад», мы говорим: «в древнекаменном веке», «в новокаменном веке», в «веке меди», в «зеке бронзы». Это не годовой, а трудовой календарь. По этому календарю сразу видно, до какой ступени, до какой станции на своем пути дошел человек.
В обыкновенном «годовом» календаре есть и крупные и мелкие меры времени: век, год, месяц, день, час.
В трудовом календаре тоже есть свои крупные и мелкие меры. Можно сказать, например: «каменный век, время рубила» или: «каменный век, время шлифованных орудий».
Сейчас мы в нашем рассказе подошли к той ступени человеческой истории, когда каменные орудия уступили место орудиям из металла, когда появились земледелие и скотоводство. Вместе с разделением труда начался и обмен. Если где-нибудь появлялись медные топоры, они понемногу переходили от одного племени к другому.
На челноках по рекам плыли люди из селения в селение, чтобы обменять хлеб на кожу или ткани на глиняную посуду. Одно племя было богаче медью, другое славилось своими гончарами. И вот где-нибудь на озере обитатели свайного поселка встречали гостей, которые везли к ним для обмена свои изделия. А вместе с изделиями от племени к племени передавался опыт, передавались новые способы труда.
Тут людям приходилось прибегать к языку жестов, потому что звуковая речь была у племен разная. И все же, уезжая, гости увозили с собой не только чужие вещи, но и чужие слова, которые они незаметно переняли. Так смешивались, скрещивались племенные наречия. А вместе со словами смешивались, скрещивались и мысли, которые неотделимы от слов. Чужие божества занимали место рядом со своими. Из многих верований вырастали верования, которые в будущем охватят целые народы.
Боги путешествовали. В новых местах им часто давали новое имя. Но их легко узнать.
Изучая религии древних народов, мы узнаем одного и того же бога и в вавилонском Таммузе, и в египетском Озирисе, и в греческом Адонисе. Это все тот же умирающий и воскресающий бог древних земледельцев.
Иногда мы можем показать по карте, как путешествовали боги.
Адонис, например, прибыл в Грецию из Сирии, из стран, в которых жили семиты. Об этом говорит самое имя «Адонис». На языке семитов оно означает «господин». Греки непонятное им слово превратили в имя.
Так шел обмен вещами, словами, верованиями.
Нельзя сказать, чтобы обмен всегда шел мирно и без столкновений. Если «гости» могли отнять силой медь, ткани, хлеб, они особенно не стеснялись. Обмен, который и без того был часто обманом, превращался в грабеж среди бела дня. Гости и хозяева брались за оружие и решали спор в схватке. Чужого не грешно было и ограбить и убить.
Не мудрено, что поселки стали похожи на крепости. Их начали обносить валом и частоколом, чтобы гости не приходили незваными.
К людям чужого племени особого доверия не было. Каждое племя называло себя людьми, а других людьми не считало. Себя называли: «дети солнца», «люди неба», а чужим давали обидные клички и прозвища, которые нередко словно прилипали к народу и делались его именем.
У индейцев и сейчас есть племя «пыльные носы» и племя «кривой народ». Вряд ли эти племена сами придумали для себя такие нелестные прозвища.
Когда читаешь в книгах историков и путешественников об этой древней вражде к чужому племени, невольно с возмущением вспоминаешь о той ненависти к другим народам, которую в наше время сознательно насаждают фашисты. Они считают людьми только себя, а другие люди, по их мнению, не люди, а существа низшей породы.
Такую вражду к людям чужого племени, к евреям, к неграм, могут проповедовать только те, кто, чувствуя свою историческую обреченность, стремятся вернуть мир к звериному прошлому.
История учит нас, что на земле нет высших и низших народов. Есть народы передовые и народы, отставшие на пути культуры. По трудовому календарю далеко не все современники— люди одного времени.
У нас в стране перед Великой Октябрьской социалистической революцией не все народы были на одинаковой ступени развития. Одни уже были в веке машин, другие вспахивали землю первобытной сохой и ткали полотно на первобытных станках. А были и такие, которые выделывали орудия из кости и не знали железа.
Сейчас передовые народы нашей страны помогают отставшим. За каких-нибудь три десятка лет народы Средней Азии, Сибири, Крайнего Севера продвинулись вперед на века.
По трудовому календарю все люди нашей страны — люди социалистической эпохи. И большие и малые народы у нас равноправны.
Не так на Западе. Там до сих пор смотрят сверху вниз на негров, на индейцев, на австралийцев. При капиталистическом строе эти многомиллионные народы влачат жизнь, далекую от того, что называется человеческими условиями существования.