Оглянемся еще раз на путь, пройденный человеком.
Когда-то среди людей не было богатых и бедных, рабов и рабовладельцев.
Первобытные охотники, ютившиеся в своих жалких землянках, были все одинаково бедны. Их орудия, сделанные из камня и кости, не могли быть совершенными. От хищных зверей, от голода и холода людей спасало только то, что они вместе жили, вместе охотились, общими силами защищались в случае опасности, общими силами строили свое жилье.
В одиночку невозможно было убить не то что мамонта, но и медведя.
В одиночку человеку не под силу было притащить большой камень для очага или пристроить к навесу под скалой стену из каменных плит.
У людей все было общее. И когда охота бывала удачной, старики делили и раздавали добычу всем, кто загонял и убивал зверя.
Но вот прошли тысячелетия. Вместо шалашей и землянок появились дома, вместо орудий из камня и кости — орудия из металла.
Люди принялись вспахивать землю сначала мотыгой, а потом и сохой. Люди приручили коров, лошадей, овец. Застучали молотки в кузницах. Завертелись гончарные круги. Началось разделение труда между людьми,, Кузнецу незачем было самому пахать землю: он мог выменять на хлеб топор или серп. Земледельцу можно было обойтись без стада овец: в обмен на зерно он мог получить от скотовода столько шерсти, сколько ему нужно было.
От поселка к поселку пошли лодки и корабли, нагруженные зерном, шерстью, топорами, глиняными сосудами. «Гости» из других мест нередко превращались в грабителей. Обмен и грабеж шли рука об руку.
Раньше никто не мог стать богаче своих сородичей. Все были одинаково бедны.
А теперь над лачугами бедняков выросли на холмах высокие стены, ограждавшие дома богатых и сильных семейств. Там кладовые ломились от запасов. Там из года в год копились и множились сокровища.
Богатые забирали власть в свои руки, подчиняя себе тех, кто был победнее. Бедняку все чаще приходилось идти к богатому соседу на поклон — за помощью. Но эта помощь стоила дорого: надо было потом годами отрабатывать хлеб, взятый в трудное время.
Так одни начали порабощать других.
Но порабощение шло не только таким путем. Людей брали в плен на войне, и свободные становились рабами.
Прежде все трудились. А теперь одни совсем не работали, а другим приходилось работать из-под палки.
Прежде все было общее — и орудия охоты и добыча. А теперь рабовладельцу принадлежали не только земли, стада, мастерские, но и рабы, которые пахали землю, пасли стада, работали в мастерских.
Прежде люди, принадлежавшие к одной общине, не воевали между собой, жили в мире. Недаром по-русски слова «мир» — мирная жизнь и «мир» — община звучат одинаково.
Но когда появилось рабство, в каждом селении, в каждом городе началась борьба.
Рабовладельцы презирали рабов, рабы ненавидели рабовладельцев.
Раб только и думал о том, как бы сбежать от своего господина. А господин старался сохранить собственность, свое живое, говорящее орудие. Вооруженной силой охраняло рабовладельческое государство собственность свободных. И если рабы делали попытку восстать, их приводили к повиновению и жестоко наказывали.
Так на смену старому первобытному общинному строю пришел новый — рабовладельческий.