Старый «новый мир»

I - Глава десятая

Европейцы, открывшие Америку, думали, что открыли новый мир.

Колумбу был пожалован герб с девизом:

Для Кастильи и Леона Новый мир открыл Колумб.

Но этот «новый мир» был на самом деле старым миром. Европейцы, сами того не зная, нашли в Америке свое собственное прошлое, о котором они давно забыли.

Пришельцам из-за океана показались дикими и непонятными обычаи индейцев. У индейцев были не такие дома, как в Европе, не такая одежда, не такие порядки.

Индейцы, которые жили на севере, делали из камня и кос1И свои палицы и наконечники. О железе у них не было и представления. Они были уже знакомы с земледелием: сеяли кукурузу, выращивали на грядках тыквы, бобы, табак. Но главным их делом была охота. Они жили в деревянных домах и свои поселки окружали высоким частоколом.

Южнее, в Мексике, у индейцев были орудия из меди, украшения из золота, большие дома, построенные из необожженного кирпича и обмазанные гипсом.

Все это подробно и точно описывают в своих дневниках первые колонисты и завоеватели Америки.

Но легче описать вещи, чем порядки.

А порядки в Америке были такие странные, что европейцы их совсем не поняли и рассказывали о них запутанно и туманно.

«Новый мир» был мир без денег, без торговцев, без богатых и бедных. Среди индейцев были племена, которые уже знали, что такое золото, но цены ему они не знали.

У первых же индейцев, которых увидели моряки Колумба, были золотые палочки в носу и золотые ожерелья на шее. Но они легко отдавали эти украшения за бусы, побрякушки и тряпки.

Пришельцы из-за моря привыкли думать, что все люди на свете делятся на слуг и господ, на помещиков и крестьян, а здесь все были равны. Когда врага брали в плен, его не обращали в раба или слугу, а убивали или усыновляли.

Здесь не было собственных замков, домов, имений. Люди жили в общих домах, которые назывались «длинными домами». Целые роды жили вместе и вели общее хозяйство. Земля принадлежала не отдельным людям, а всему племени. Здесь не было крепостных, работающих на чужой земле. Здесь все были свободны.

Одного этого было довольно, чтобы сбить с толку европейцев, живших в феодальные, крепостнические времена. Но это еще было не все.

В Европе каждый знал, что если он возьмет чужую собственность, его схватит за шиворот городской страж и недолго думая отведет в тюрьму, а здесь не было ни частной собственности, ни стражей, ни тюрем. И все-таки здесь был какой-то свой порядок. Этот порядок люди охраняли, но не так, как в Европе.

В Европе государство следило за тем, чтобы бедные не отнимали собственности у богатых, чтобы слуги слушались господ, чтобы крепостные работали на помещиков.

А здесь человека защищали его родичи и соплеменники. Если кого-нибудь убивали, за убитого мстил весь род. Но бывало и так, что дело кончалось миром: родичи убийцы просили прощения и дарили подарки родичам убитого.

В Европе были императоры, короли, князья. А здесь не было ни королей, ни тронов. Дела племени решал совет вождей в присутствии всего племени. Вождей выбирали за заслуги и смещали, если они плохо делали свое дело. Вождь вовсе не был господином над своими соплеменниками. Самое слово «вождь» на некоторых индейских языках просто означает «оратор».

В Старом Свете главой государства был король, главой семьи — отец. Самым большим объединением людей было государство, самым маленьким — семья. Король судил и наказывал подданных. Отец судил и наказывал детей. Король передавал сыну страну, отец передавал сыну именье.

Здесь, в этом Новом Свете, отец не имел никакой власти над детьми. Дети принадлежали матери и оставались с ней. В «длинном доме» всем заправляли женщины. У европейцев сыновья оставались в доме, а дочери разлетались из гнезда во все стороны. Здесь, наоборот, не муж брал к себе в дом жену, а жена — мужа. И власть в доме принадлежала женщинам.

Один путешественник рассказывает:

«Обыкновенно управляли домом женщины и при этом, конечно, прочно держались вместе. Запасы были общими. Но горе тому злополучному мужу, который редко приносил домой добычу! Сколько бы он ни имел детей или имущества в этом доме, он мог каждую минуту получить приказание свернуть свое одеяло и убираться. И ему не поздоровилось бы, если б он вздумал не послушаться. Ему стало бы слишком жарко в доме. И если только какая-нибудь тетка или бабушка не вступалась за него, он должен был возвратиться в свой род или же вступить в брак с женщиной другого рода. Женщины были большой силой. Они не задумывались, когда это нужно было, «сбить рога», по их выражению, с головы вождя, то есть сделать его опять простым воином. Точно так же избрание вождя находилось всегда в их руках».

В Старом Свете женщина была в подчинении у мужа. А у индейцев она была главой дома, иной раз даже главой племени. Все мы читали у Пушкина рассказ о том, как американец Джон Теннер попал к индейцам и что с ним там было. Этот Джон Теннер существовал на самом деле. Когда он оказался в плену у индейцев, его усыновила женщина по имени Нет-Но-Куа. Она была начальницей племени отавуавов. Лодка ее всегда шла под флагом. Когда Нет-Но-Куа прибывала в английский форт, ее встречали салютом из пушек. Не только индейцы, но и белые относились к этой женщине с уважением.

Не мудрено, что при таких порядках происхождение считалось не по отцу, а по матери. В Европе дети носили фамилию отца, а здесь дети наследовали родовое имя матери. Если отец был из рода «Олень», а мать из рода «Медведь», дети считались принадлежащими к роду «Медведь». Каждый род составляли женщины и их дети, дети их дочерей, внуки их внучек.

Все это было непонятно европейцам. Они называли обычаи индейцев дикими, а самих индейцев дикарями.

Они забыли, что у них самих были такие же порядки во времена лука и стрел, во времена первых челйоков и первых мотыг.

В своих записках об Америке первые колонисты и завоеватели изображают родовых вождей в виде сеньоров, помещиков. Звание вождя они считают титулом, а тотем — гербом. Совет вождей превращается у них в сенат, а верховный военный вождь — в короля. Это все равно, как если бы мы назвали сейчас королем командующего армией.

В течение целых столетий белые жители Америки не могли понять обычаев ее коренного населения.Так продолжалось до тех пор, пока американец Морган не открыл во второй раз Америку в своей книге «Древнее общество». Морган был тем человеком, который доказал, что родовой быт ирокезов и ацтеков — это та ступень, которую европейцы уже давно прошли.

Но Морган написал свою книгу в 1877 году. А мы говорим о временах первых завоевателей Америки.

Белые не понимали индейцев, индейцы, в свою очередь, не понимали белых. Индейцы не могли понять, почему белые готовы перервать горло друг другу за горсть золота. Они не могли понять, зачем белые пришли в Америку и что это значит «завоевать чужую землю».

По верованиям первобытных людей, земля принадлежит всему племени и охраняется его духами-покровителями. Захватить чужую землю — значит навлечь на себя гнев чужих божеств.

Индейцам тоже случалось вести войны. Но, победив соседнее племя, они не порабощали его, не навязывали ему своих порядков, не смещали его вождей, а только налагали на него дань. Сместить вождя мог только его собственный род или его собственное племя.

И вот столкнулись два мира, два строя. История завоевания Америки — это история борьбы двух миров.

Тут для примера стоит вспомнить о завоевании Мексики испанцами.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)