Живое орудие

Жизнь кочевого племени не была мирной и спокойной. Встречая на своем пути нивы и стада земледельцев, кочевники нередко силой забирали то, что сами не сеяли. Спустившись в речную долину или дойдя по степи до опушки леса, они грабили и жгли деревни, вытаптывали посевы, уводили с собой скот и людей.

Нужнее всего были им люди. Ведь людей можно было заставить работать, пасти стада.

Так поступали кочевники-скотоводы. Но и земледельцы тоже были не такими уж мирными людьми.

Осенью, после уборки урожая, они не прочь были совершить набег на соседей, чтобы силой отнять у чужого племени запасы зерна, ткани, украшения, оружие. Но самой ценной добычей и тут были пленники.

Ведь земледельцам тоже не хватало рук, чтобы рыть канавы, насыпать плотины, погонять на пашне волов.

Раньше пленников не обращали в рабство, потому что в этом не было смысла. От лишней пары рук не могло быть особой прибыли. Человек работал, но зато он и съедал то, что наработал.

Все изменилось, когда появились большие стада, тучные нивы, когда труд одного человека стал давать больше хлеба, мяса, шерсти, чем нужно одному человеку. Для того чтобы выменивать хлеб на шерсть, земледельцы старались сеять больше хлеба, чем нужно было им самим. И точно так же скотоводы старались держать больше овец, чем нужно было, чтобы самим одеться: ведь шерсть можно было променять на хлеб, на оружие.

Благодаря обмену, а иной раз и грабежу, некоторые роды и семьи делались богаче других. У них и стада были больше, и хлеба они больше сеяли. Им не хватало работников, чтобы пасти овец, чтобы пахать землю. Вот тут-то и начали одни люди обращать в рабство других.

Раб мог прокормить своим трудом и себя и своего господина. Господину надо было только смотреть, чтобы раб больше работал и меньше ел. И вот человек сделал другого человека своим живым орудием.

Человека унизили, надели на него ярмо, как на вола.

На пути к свободе, к власти над природой человек попал в рабство к другому человеку.

Раньше земля была общим достоянием всех, кто ее обрабатывал. Теперь раб стал обрабатывать землю, которая принадлежала не ему.

Вол, которого он погонял, был не его вол, и жатва, которую он собирал, была не его жатва.

В древнем Египте раб, погоняя волов, пел:

Топчите колосья, волы!

Топчите колосья!

Жатва принадлежит хозяину.

Так впервые появились среди людей господа и рабы.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)