Два лагеря

II - Глава четвертая

Было время, когда человека окружал сказочный мир. Как в тумане, клубились в этом мире призрачные очертания чудесных трав, камней, зверей, духов. У каждого дерева была душа. Каждый камень мог заговорить.

Но человек познавал мир. Все шире делался светлый круг известного.

И вот опять туман стал сгущаться.

Не в первобытные времена, а в IV веке до нашей эры в Греции, в отечестве науки, философ Платон снова ведет своих учеников в призрачную страну духов. Можно подумать, что не было Фалеса, Анаксимандра, Анаксагора и многих других, исследовавших природу.

Неужели же человечество пошло назад?

Неужели напрасны были труды стольких смелых завоевателей природы?

Нет, в то самое время как одни юноши беседовали в Академии с Платоном, другие внимательно изучали книги Демокрита. Платон звал в одну сторону, Демокрит — в другую.

Платон уводил в призрачный мир духов и утверждал, что это и есть настоящий мир

Демокрит говорил, что нет ничего, кроме природы, и вел учеников в бесконечность пространства и времени

Шли споры: что считать началом, основой всего? Считать основой мира материю, как учили исследователи природы от Фалеса до Демокрита? Или же поверить Пифагору, говорящему, что все есть число, и Платону, утверждающему, что основа мира — идея?

Платон ненавидел Демокрита. Он скупал и разыскивал его книги только для того, чтобы их сжечь.

Споря с Демокритом, он не называл его имени, чтобы не содействовать бессмертию своего противника.

И все-таки Платон с горечью видел, что учение Демокрита уже распространилось среди людей

«Многие,— писал Платон,— считают это учение самым мудрым из всех Вот почему юноши пренебрегают религией и говорят, что не существует богов, верить в которых приказывает закон Вот в чем причина революций».

Всю свою жизнь Платон боролся с учением Демокрита, которое расшатывало древнюю веру в богов и в загробную жизнь.

Демокрит смеялся над умниками, которые говорили: «Зевс всему дает имя, все он знает, все дает и отнимает».

Демокрит считал сказками рассказы об ином мире: «Некоторые люди, не зная, что смертная природа подлежит уничтожению, и испытывая бедствия в жизни, проводят свою жизнь в беспокойстве и страхах, сочиняя лживые сказки о загробной жизни».

Платон был сочинителем таких «лживых сказок о загробной жизни». И ему не по душе были взгляды Демокрита. Он пытался заставить людей снова поверить в «божественного строителя», в то, что загробный мир — это и есть единственный настоящий мир, где люди получают награду за бедствия, возмездие за грехи.

Но, видно, Платон не очень-то полагался на силу своих слов. Оттого-то и грозил он противникам не только загробной карой, но и тюрьмами, пытками, казнями на земле.

Вот что писал он о последователях Демокрита: «Одних надо казнить, других — бичевать и заключать в тюрьмы, третьих — лишать гражданских прав, четвертых — наказывать нищетой и изгнанием из пределов государства».

Так шла борьба между двумя противоположными учениями — идеализмом и материализмом.

А бывало и так, что в книгах одного и того же мыслителя сталкивались и боролись противоположные мысли.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)