О Демокрите

II - Глава третья

Все выше поднимался человек по крутой дороге к истине.

И наконец настало время, когда человек увидел и бесконечность миров вокруг себя, и мельчайшие частицы — атомы, из которых построена каждая звезда на небе, каждая песчинка на земле.

Первым, кто рассказал об этом людям, был великий мудрец Демокрит.

Говорили, что он был родом из Абдер, города во Фракии.

Отец его, Дамасипп, пользовался среди сограждан большим почетом.

В богатом и гостеприимном доме Дамасиппа остановился как-то во время похода персидский царь Ксеркс. Царя сопровождали ученые — маги. Покидая Абдеры, царь оставил там некоторых из этих магов, чтобы они обучали детей Дамасиппа наукам.

Персидские маги, у которых учился в детские годы Демокрит, на многие вещи смотрели не так, как греки.

Они считали глупцами тех, кто верит в богов. Они учили, что есть два мира: Большой мир — вселенная и Малый мир — человек.

От этих своих наставников Демокрит мог услышать и об учении индийских мудрецов: все вещи составлены из мельчайших частиц — точек. Из точек можно сложить прямую, из прямых — плоскость, из плоскости — тело.

Был у Демокрита и другой учитель, который открыл ему глубины греческой науки.

Этого учителя и друга Демокрита звали Левкипп.

От него Демокрит узнал об учении милетских философов, о том, что материя составляет основу мира.

Когда Дамасипп умер, Демокрит оказался одним из самых богатых людей в городе: отец оставил ему огромное богатство — тысячу талантов.

Демокрит мог бы спокойно жить дома, пользуясь почетом и властью. Он был избран архонтом — главой государства. В его честь была выбита монета с его именем и с изображением лиры.

Но Демокрит не остался на родине. Он отправился странствовать по свету в поисках знания.

«Мудрому человеку,— говорил он,— вся земля открыта».

Многие годы своей жизни он провел в путешествиях по далеким странам — побывал и в Египте, и в Вавилоне, беседовал и с египетскими жрецами, и с вавилонскими магами, и с индийскими учителями мудрости.

Но главной его учительницей была природа.

«Из всех людей моего времени,— писал он,— я обошел наибольшую часть земли, исследовал отдаленнейшие явления, видел обширнейшие пространства неба и земли, слышал многих ученых мужей».

Он вернулся на родину бедным человеком. Если бы брат не приютил его, ему не на что было бы жить.

Все свои деньги он израсходовал в пути. Ведь о'н путешествовал не как купец, а как исследователь мира. Каждый корабль, который он нанимал, стоил денег и не давал барышей.

Граждане Абдер были возмущены. Они так почитали Демокрита, а он, словно легкомысленный юноша, промотал свое богатство в чужих странах.

Рассказывали, что Демокрит был предан суду.

Представ перед судьями, он развернул большой свиток и, вместо того чтобы оправдываться, стал читать свое сочинение.

Это сочинение называлось «Большой Диакосм», что значит «Большой Мирострой».

Должно быть, судьи не могли сначала взять в толк, зачем Демокрит читает им эту книгу о возникновении и строении вселенной. Между предъявленными обвинениями и его книгой, казалось, не было ничего общего.

Но картина мира, которую открыл перед слушателями Демокрит, была так прекрасна и величественна, что обвинители забыли о своих обвинениях.

И когда чтение кончилось, судьи решили, что Демокрит ни в чем не преступил обычаев и законов города. Правда, он истратил тысячу талантов на путешествие. Но зато он привез с собой другое богатство: знание. Ни один абдерский купец не возвращался еще из плавания с таким барышом.

Судьи постановили: дать Демокриту пятьсот талантов и поставить ему при жизни бронзовую статую. А когда он умрет, похоронить его на счет города.

Но Демокрит не собирался умирать. У него снова были деньги. И он опять решил потратить их на то же самое дело: на поиски знания.

На этот раз он отправился в Афины, в тот город, где было больше знаменитых ученых, чем во всех других городах Греции.

В Афинах учили тогда и Анаксагор, и Сократ, и многие другие философы.

Демокрит предполагал, что слава о его трудах достигла Афин прежде, чем он сам. Но когда он пришел в Афины, оказалось, что там его никто не знает.

Он знал Сократа, но Сократу он был неизвестен.

Он посетил Анаксагора. Но старик Анаксагор не принял его в круг своих друзей и учеников.

Анаксагору казался слишком смелым этот молодой абдер-ский философ, который не верил в существование Высшего Разума.

А Демокрит обходился без высшей силы, приводящей мир в ход. Демокрит считал, что мир вечен. А если мир вечен, если движение не имеет начала, то есть ли смысл говорить о начале безначального?

Такие мысли казались дерзкими Анаксагору.

А Демокриту взгляды Анаксагора казались «стариковскими».

Старые философы не приняли Демокрита в свой круг.

Зато среди юношей было немало таких, которые жадно ловили каждое его слово.

Демокрит говорил:

— Налейте в пустой сосуд воду и наглухо закройте его. Поставьте сосуд на огонь. Вода разорвет его.

В чем тут причина?

В том, что вода и все другие вещи на свете составлены из множества мельчайших частиц — атомов. Мы не видим атомов, потому что они малы.

Откуда же мы знаем о них? Когда частицы так малы, что мы не можем их различить ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием, тогда приходит на помощь разум.

Мы видим, как лопается на огне закрытый наглухо сосуд. И разум говорит нам: это произошло оттого, что атомы воды раздвинулись от нагревания и разорвали стены своей тюрьмы.

Нам не понятно, почему худеет, уменьшается рука золотой статуи в храме. Разум объясняет и это: при прикосновении уст молящихся к золотой руке от нее отделяются незримые атомы золота.

Так явное дает нам возможность бросить взор в неявное.

Учитель говорил. И ученики вслед за ним проникали взором в мир невидимых мельчайших частиц—атомов.

Где-то в великой пустоте пространства носились в беспорядке атомы. Одинаковые атомы притягивались друг к другу, подобно тому, как собираются в стаи птицы — голуби с голубями, журавли с журавлями.

Притяжение искривляло пути атомов, и они начинали кружиться, словно песчинки, поднятые вихрем, или щепки, увлеченные водоворотом.

Но в водовороте тяжелые предметы уносятся в середину, а легкие отбрасываются наружу.

Так было и тут: тяжелые атомы попали в середину мирового вихря. А легкие были побеждены тяжелыми и вытолкнуты ими наружу.

Атомы, говорил Демокрит, вели себя, как люди в толпе на площади. Пока людей немного, они гуляют без помехи. Но когда становится тесно, начинаются толчки и ссоры. Самые сильные побеждают, а слабым приходится отступать.

Оказавшись в центре мира, тяжелые атомы образовали землю. Вокруг расположились более легкие атомы воды. И совсем далеко от центра оказался еще более легкий — воздух.

Атомы воды, стремясь к центру земли, заполнили две глубокие впадины на ее поверхности. Одна впадина — это Средиземное море, вокруг которого живут люди. А другая впадина находится на противоположной стороне земли. Там тоже должны быть жители — антиподы, что значит «противоногие». Для них верх то, что для нас низ.

Земля продолжала меняться. Вода испарялась, обнажая морское дно. Оттого-то до сих пор в горах находят раковины, а в пещерах — отпечатки рыб и дельфинов.

Земля мчалась, кружась, в пустоте. Ей встречались на пути огромные камни — обломки других миров. Эти камни, врываясь в наш мир, начинали вращаться вместе с ним. Они-то и образовали светила: солнце, луну, звезды. И чем дальше они были от земли, чем быстрее вращались, тем горячее становились. Так загорается палочка, когда ее вращают в углублении. чтобы добыть огонь.

Светила неслись, и их движение было таким быстрым, что они горели и не могли погаснуть.

А впереди были другие миры, другие светила.

Здесь нельзя было найти два одинаковых мира, как нельзя найти двух одинаковых людей.

Один мир был мрачный, темный, без луны и без солнца.

В другом — ярко светили два солнца, а ночью всходила на небо вереница лун.

Одни миры расцветали, как плодовые деревья весной. Другие увядали, словно от холода осени.

Миры сталкивались между собой и боролись, как борются люди. Побеждал тот мир, который был больше. А меньший рассыпался вдребезги.

Но из обломков создавались новые миры, новые земли и солнца.

А как возникли на земле живые существа? — спрашивали ученики.

Демокрит отвечал на это так.

Пока земля еще не совсем затвердела, она вздувалась от теплоты буграми. Бугры лопались, словно почки на деревьях. Из этих почек выходили животные.

Те существа, в которых было больше тяжелых атомов земли, населили сушу. Те, в ком преобладали атомы воды, устремились в воду. А те, в ком было больше всего легких атомов воздуха, стали крылатыми обитателями воздуха.

Многие из этих первых животных погибли. А те, которые живут сейчас, уцелели благодаря хитрости, или храбрости, или быстроте ног, охранявшей их породу.

От древних животных произошел потом и человек.

Люди жили сначала как звери. Голые, без одежды, без крова и огня, они проводили жизнь в вечных поисках еды. Поодиночке выходили они за кормом, разыскивая съедобные травы и дикие плоды, растущие на деревьях.

В прошлом не было золотого века, о котором сложилось столько легенд. Людям пришлось перенести тогда много страданий. Более слабые погибли. А выжили те, которые были сильнее.

Подвергаясь нападению диких зверей, люди стали помогать друг другу.

Наученные горьким опытом, они забегали зимой в пещеры, они делали запасы непортящихся плодов.

Они научились добывать огонь. Потом были понемногу открыты и ремесла.

Паук научил людей ткацкому делу, ласточка — постройке жилищ, соловей — пению.

Искусства и открытия — не дар богов. Учителем людей во всем без исключения была нужда.

Людей соединила общая борьба с дикими зверями. Но скоро и между людьми началась1 борьба. Причиной ее была зависть: один завидовал другому и старался отобрать у него его собственность. Чтобы люди не обижали друг друга, пришлось установить законы.

Каждый человек должен подчиняться законам. Ведь граждане составляют государство, как атомы составляют материю. Атом — ничто по сравнению со всей материей, он подчиняется ее законам.

Вот почему дела государственные, говорил Демокрит, надо считать много более важными, чем все прочие. Каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено. Гражданину не следует добиваться больших почестей, чем ему приличествует, и захватывать большую власть, чем это полезно для общего дела. Государство, идущее по верному пути,— величайшая опора. Все заключается в нем. Когда оно в благополучии— все в благополучии, когда оно гибнет — все гибнет.

Во всем прекрасно равенство. Бедность в демократическом государстве лучше, чем богатство в монархии, так же, как свобода лучше рабства...

Так создавалось все в мире — и земля, и солнце, и море, и горы, и люди, и человеческие законы — не волей богов, а неизбежным течением причин и следствий.

Вот о чем говорил Демокрит. И, слушая его, ученики странствовали вместе с ним по дороге к звездам и к атомам.

Они сопоставляли его учение с учением других философов— Фалеса, Анаксимандра, Эмпедокла.

Они вспоминали, что еще Фалес говорил о первом веществе, о материи. И еще Анаксимандр добавлял, что материя беспредельна.

«Воздушные частицы» Анаксимена, «элементы» Эмпедокла, «семена вещей» Анаксагора,.. Все ближе и ближе подходили исследователи природы к мысли об атомах. И вот наконец милетский философ Левкипп и его последователь Демокрит создали великое учение о вечном движении атомов во вселенной. И это учение в течение многих веков вело людей вперед к познанию мира.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)