Второе путешествие в прошлое

I - Глава пятая

Давайте снова отправимся в прошлое, но на этот раз попытаемся это сделать менее сложным способом.

Ведь путешествовать можно не только на корабле, но и у себя дома, оставаясь на месте.

Когда мы вращаем ручку радиоприемника, мы, не выходя из комнаты, в один миг переносимся из Москвы во Владивосток, из Владивостока в Алма-Ату. А если еще в нашем распоряжении телевизор, мы можем не только слышать, но и видеть людей, находящихся на расстоянии многих километров от нас. Радио и телевизор помогают нам преодолевать пространство.

Но как услышать и увидеть людей, от которых нас отделяют не мили и не километры, а годы, годы и годы?

Есть ли такой прибор, с помощью которого мы могли бы путешествовать по времени, так же как мы путешествуем по эфиру?

Такой прибор существует: звуковое кино.

На полотне экрана мы можем увидеть весь мир — не только тот, который есть, но и тот, который был недавно.

Вот в Москве, на Красной площади, волнуется и шумит огромная толпа, встречая героев Арктики. Вот маячит в вышине, словно новый спутник Земли, белый шар — гондола стратостата.

Но киноаппарат — это такой корабль, который унесет нас в прошлое не дальше того года, когда он сам был построен. А построен он был совсем недавно.

Первые звуковые картины появились в 1927 году.

Дальше в нашем «путешествии по времени» нам придется пересаживаться с одного корабля на другой, и корабли будут все хуже и хуже: с парохода мы пересядем на парусник, с парусника — на простую лодку.

Вот экран немого кино. Мы видим на нем прошлое, но не слышим.

Вот фонограф. Мы слышим голос со всеми его живыми оттенками, но мы не видим, кто говорит.

И опять эти корабли довезут нас только до тех берегов, от которых они сами отчалили.

Кино не может нам показать то, что было раньше 1895 года.

А фонограф довезет нас только до 1877 года, когда он сам был создан.

Голоса немеют, сохраняясь только в значках букв, в однообразных и ровных строчках книг.

На фотографиях, на старинных дагерротипах застывают улыбки и взгляды.

Загляните в старый семейный альбом. Под зеленой бархатной крышкой, за бронзовыми застежками вы увидите жизнь нескольких поколений.

Вот на картонной странице выцветшая фотография девочки, одетой так, как одевали детей в 70-х годах. Девочка опирается на живописную садовую ограду, какие бывали только на чердаках у фотографов.

Рядом, на той же странице,— невеста в фате и лысый толстый жених во фраке, положивший руку с перстнями на аккуратно обрубленную половинку мраморной колонны. Жених по крайней мере на тридцать лет старше невесты. У нее те же наивные, испуганные глаза, что и у девочки с соседней фотографии.

А вот она же через сорок или пятьдесят лет. Вы с трудом узнаете ее. Под черной кружевной косынкой — лоб, изрезанный морщинами, покорно и устало глядящие глаза, ввалившийся рот. На обороте изображен ангелочек с фотографическим аппаратом в руках. Поперек ангелочка надпись дрожащей старческой рукой: «Моей дорогой внучке от любящей ее бабушки».

На одной странице альбома целая человеческая жизнь.

Чем дальше от нас, тем хуже и хуже передает фотография выражение лица, поворот головы, движение руки. Сейчас мы без труда ловим на фотопластинку всадника на всем скаку, пловца, бросающегося в воду. А когда-то, для того чтобы сфотографировать человека, надо было усадить его на особое кресло с зажимами и закрепить его голову и плечи так, чтобы он не мог и шевельнуться. Не мудрено, что люди выходили похожими на манекены, а не на людей.

1838 год. За этой границей нет уже и фотографии. В нашем дальнейшем путешествии нам придется во всем полагаться на других свидетелей прошлого, не таких беспристрастных и точных, как фотографический аппарат.

Чтобы восстановить прошлое, нам придется сличать и сопоставлять свидетельские показания, сохранившиеся для нас в картинных галереях, архивах и библиотеках.

Так сотни лет и сотни дат пролетят мимо нас, как цифры верстовых столбов.

И опять пересадка в нашем путешествии. 1440 год. Перейдя эту границу, мы не находим больше печатных книг. Четкий типографский шрифт сменяется вычурным почерком писца.

Медленно ползет по пергаменту гусиное перо переписчика, и мы плетемся вместе с ним в прошлое, шаг за шагом, буква за буквой.

От пергаментов до папирусов и надписей на стенах храмов все дальше и дальше в прошлое идет наш путь.

Все непонятнее и загадочнее становятся письмена, оставленные нам людьми прошлого.

И наконец письмена исчезают, голоса прошлого умолкают совсем.

Что там дальше?

Мы разыскиваем следы человека в земле, роемся в забытых могилах, рассматриваем древние орудия, камни давно разрушенных жилищ, уголь давно погасших очагов.

Эти остатки прошлого рассказывают нам, как жил, как работал человек.

Но могут ли они рассказать нам о том, как человек говорил и думал?

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)