Мы покидаем нашего героя на средине пути.
Конец Бруно — это не конец человека. Оттого Бруно и встретил смерть так мужественно.
В заключительной главе обычно рассказывают о том, что случилось с героем через много лет и чем кончилась его жизнь
Но жизнь нашего героя бесконечна. И мы никогда не сможем довести рассказ о нем до конца.
Мы шли с ним вместе из города в город, из века в век. Мы побывали и в Милете, и в Афинах, и в Александрии, и в Риме, и в Византии, и в Киеве, и в Парижа, и в Лондоне, и в Москве, и на берегах Нового Света, и снова в Риме.
Нашего героя звали и Фалес, и Демокрит, и Аристотель, и Архимед, и Лукреций, и Марко Поло, и Афанасий Никитин, и Колумб, и Ермак, и Коперник, и Бруно.
Мы не могли перечислить всех имен нашего героя; ведь культуру создавали и создают миллионы.
Мы остановились на пороге новой науки и только издали увидали в руках у Галилея знакомые нам орудия исследования мира — микроскоп и телескоп.
Мы больше говорили о народах древности, чем о тех, которые позже вышли на сцену истории.
В жизни каждого народа, как в жизни дерева, есть явная для всех пора цветения и есть длительные времена скрытой работы, подготовки к расцвету.
На страницах этой книги мы только едва коснулись итальянского Возрождения. У нас еще нет великого итальянца Кампанеллы, который и в темнице мечтал о «Государстве Солнца», нет Шекспира и Ньютона, Вольтера и Лавуазье, Лейбница и Гете.
У нас в книге Америка только что открыта, все ее будущее впереди.
Мы уже видели, как вышел на сцену великий русский народ, как он боролся с суровой природой своей страны, как он осваивал ее необъятную ширь.
Но мы не могли еще рассказать о Ломоносове, Пушкине, Лобачевском, Менделееве, Павлове.
Сколько имен и судеб в этой книге, сколько людей и народов!
Из тысяч нитей выткало время повесть о человеке! У каждой нити свой цвет. Каждый народ вплетал свою прихотливую линию в общий узор мировой культуры. А все вместе составило многоцветную ткань.
Мы прерываем наш рассказ. Ткань не снята со станка, не закончена. Неустанно творит природа, и бесконечен труд человека.
Мы надеемся еще вернуться к нашему герою, чтобы показать, как он с каждым веком все дальше и дальше продвигался по пути к истине и к власти над природой.
Продолжая наш рассказ, мы должны будем довести его до той революции, которую произвели в науке Маркс и Энгельс.
Мы должны будем рассказать о том, как Маркс и Энгельс превратили философию в мощное орудие исследования мира.
Мы должны будем рассказать, как философия, которая прежде была делом немногих, стала достоянием миллионов и как великое учение марксизма-ленинизма сделалось оружием в борьбе за освобождение трудового человечества ог капиталистического рабства.